РЕЦЕНЗИИ 10/01/2008

 

Bella Morte

“Bleed Grey Sky Black”

year:
2006

label:
Metropolis

style:
gothic rock

format:
CD

rating:
4/5

Arcanum

 

Bella Morte “Bleed Grey Sky Black”

Очередные таланты из загнивающих Соединенных Штатов, Bella Morte, уже сделали себе имя на goth-сцене, по крайней мере, на североамериканской - точно. За плечами у них несколько альбомов и участие во множестве сборников, от культового “Music From the Succubus Club” до не менее престижного “Pagan Lovesongs”. Впрочем, в силу территориальной оторванности, Bella Morte все же более активно действуют на исторической родине, чем в Европе. Что нисколько не умаляет их таланта. Отрадно то, что на фоне трансформации goth в гибрид пост-индастриала и металла, эти люди четко придерживаются изначальной post-punk составляющей готики, грамотно разбавленной различными элементами. В этом плане новый альбом самый показательный. Не успевают смолкнуть последние аккорды довольно жесткого стартового трека “On the Edge”, как ему на смену спешит абсолютный new-wave хит “Torn”, в котором вокальные партии Энди Дина воскрешают из небытия призрак растворившегося в пучине московских богемных клубов Марка Алмонда. Не удивлюсь, если этот номер успел изрядно пошуметь в американских готик-клубах – однозначный floorcrasher! Затем, через электронно-гитарный “The End Ahead” к еще одному потенциальному хиту “Alone” – в обоих треках сразу цепляет сочный, плотный электронно-клавишный бэкграунд, хотя его доля значительно снизилась по сравнению с ранними, заигрывавшими с synth-pop, работами Bella Morte. После этого – впрыскивание адреналина в виде злющей “Ghost Land”, вспарывающей барабанные перепонки металлическими рифами. Агрессивно и динамично, видимо, жизненно необходимо, чтобы привлечь внимание современной американской аудитории. Хорошо, что на альбоме представлен еще лишь один подобный трек “Bleed Again”, хотя он звучит получше из-за большей электронной составляющей. Но в целом, подобные выверты удачными не назовешь. Ровно посередине альбома спрятана восхитительная баллада “Dust”. Вот здесь-то Энди Дин показал свои вокальные данные во всей красе! Давненько я не слышал таких проникновенных и нежных баллад, хотя, казалось бы, что особенного в избитой фразе: “Time will fade, and we will meet again, some day”? Но ведь как за душу берет, не оторваться… Возвращает сознание в бренное тело ураганный боевик “As the Storm Unfolds”, выполненный в олдскульном панк-стиле, и среднетемповый “An Enemy Without”. Но главный сюрприз – это отменный кавер на The Penguins “Earth Angel”, датируемый еще 50-ми годами прошлого века. Редкостного очарования получилась вещица – дурашливая, наивная, но необыкновенно трогательная. И под занавес – еще одна среднетемповая вещь “Grey Sky Black” и довольно пафосная баллада “Haunted”, с хоровыми распевками и тяжелыми гитарами в конце.
По большому счету, Bella Morte сегодня – это те же The Last Dance, с которыми их постоянно сравнивают, но с меньшей долей электроники и с большим акцентом на гитары. И конечно, с ярко выраженными панк-корнями. Что само по себе не так уж плохо, если не ударяться в рискованные эксперименты с металлом, продолжая отшлифовывать свой собственный звук. А он у группы есть и легко узнаваем. Интересно будет проследить их дальнейшую эволюцию…

   www.bellamorte.com

The Shroud

“In the Garden”

year:
2002

label:
Magpie

style:
darkwave

format:
CD

rating:
5/5

Arcanum

 

The Shroud “In the Garden”

Сам факт наличия групп подобных The Shroud оправдывает, как мне кажется, существование всей современной goth-сцены, вяло трансформирующейся в невразумительную мешанину из штампованного EBM, electro и металлического кроссовера. Иногда даже так бывает, что, кажется – все, хватит, пора завязывать с этим детским садом, но нет, попадается в руки такая работа, и как будто ангел рядом пролетел, чуть коснувшись крыльями. Выйдя в 2002-м году, этот альбом не вызвал бешеного ажиотажа среди «темных» масс, не получил моря восторженных дифирамбов в профильных СМИ, мало того, успел отхватить крайне негативный отзыв на крупнейшем российском интернет-ресурсе, посвященном готической субкультуре. Что поделать, всего лишь еще одна работа от великолепной, не вписавшейся в рамки времени и моды группы. В 90-х им не повезло выбрать своим амплуа «табуированный» тогда тренд “goth”, а в начале 2000-х их обвинили в излишнем заигрывании с трип-хопом и гитарной альтернативой. Пардон, господа, а почему ни у кого даже мысли не возникло наплевать на условности и с головой окунуться в саму музыку, которая у The Shroud всегда представляла собой нечто особенное? Почему бы не попытаться оживить под ее звуки нежные и хрупкие, трогательные в своей искренней наивности детские мечты и фантазии? Чего-чего, а околдовывающих своей зыбкой красотой неземных мелодий и мечтательной лирики, вкупе со сказочным вокалом Лидии Фортнер, у этой группы хватало всегда. Не стал исключением и “In the garden”. Стильный, изысканный и невероятно элегантный, органично соединивший в себе упругую ритмику трип-хопа и резкие готик-роковые гитары, этот диск требует особого к себе отношения. Здесь нет излишней приторности «коммерческого» трип-хопа, омерзительной истерии заново народившегося death-rock’а и тотального индустриального нигилизма. Это музыка для тех, у кого по прежнему щемит в сердце от наивно-трогательных историй Брэдбери и величественной романтики По, очаровательных мрачных сказок Тима Бартона и кровавой чувственности копполовского «Дракулы» - скажете, что это инфантилизм?! Да, черт побери! Но не зря говорится, что счастлив тот, кто сможет сохранить в себе ребенка до седых волос. Гипнотизирующие звуки “Mirrorworld”, “Collector”, “Spiral back” и “Green velvet” даже законченного циника заставят поверить в чудо. А не это ли признак подлинного искусства? Оно, как известно, не любит излишней суеты, поэтому The Shroud с момента выпуска этого альбома как будто окуклились, практически исчезнув из поля зрения, но есть надежда, что пройдет еще несколько лет они снова порадуют нас новой работой, которую заметят, скорее всего, лишь их преданные поклонники. Это нормально – бриллиантов в природе мало, на всех не хватает, поэтому пускай их красотой любуются настоящие ценители. Нужно лишь еще немного подождать.

www.theshroud.com

Various Artists

“Nomadism”

year:
2005

label:
Nomadism

style:
gothic rock

format:
CD

rating:
5/5

Arcanum 

Various Artists “Nomadism”

Узнав несколько лет назад о выпуске итальянским лейблом Nomadism records своего дебютного релиза, одноименного сборника, ориентированного на gothic-rock «нефилимовской» школы, я не на шутку заинтересовался этим проектом. Выяснилось, что Nomadism records это довольно мощная структура, выдержанная в русле проповедуемой «нефилимами» эстетики мистического духовного поиска, своеобразной «психонавтики». Собственно, эта компиляция представляет собой не что иное как посвящение творческому гению Карла МакКоя и Ко. Наконец, мне удалось ее заполучить, и я могу уверенно сказать, что релиз определенно удался. Подбор групп здесь выше всяких похвал, пускай среди представленных треков не так много эксклюзивных. Сильно впечатление сразу производят открывающий и финальный треки от загадочных Phoenix & The Oracle Of Zahyrus. Первый представляет собой нечто вроде шаманского готик-рокового «трипа» с отголосками легендарного “Psychonaut”, а второй – воздушную этериально-расслабленную зарисовку с женским вокалом. Что за люди скрываются за этим проектом мне неизвестно, но есть подозрение, что это детище, собственно, самих хозяев лейбла. Немного подзабытые сейчас Crudeness великолепны со своим треком “With a candle in her hand”, записанным специально для этой компиляции. Отменный goth-rock, в духе грандов жанра 90-х, но с плотным современным звуком: основательным басом, жужжащими гитарами и на редкость хитовой мелодией. Немецко-французские Arts Of Erebus с энергичным треком “Heroes In The Dark” наводят на мысли о том, что так могли бы звучать Scream Silence, если бы не ушли с головой в штампование безликого «романтичного готик-рока» - страстно, напористо и с душой. Действительно, герои. Бывший участник проекта Nefilim, Сиан Хоучин, со своими Saints Of Eden представлен треком “Raindrops” с последнего альбома “Overload”. Колючий индустриальный рок в его исполнении наглядно доказывает, что личное общение с МакКоем даром не проходит, и даже клубный индастриал после этого приобретает характерную мистическо-визионерскую атмосферу. Про треки от Last Rites, NFD и самих Fields of the Nephilim особо распространяться не стоит – читай, одна и та же группа, в разных ее инкарнациях. Молодые Reptyle, Voices of Masada и Soulscape представили сильный материал в духе современного goth-rock, а The Awakening отделались обычным для себя треком “Animal” – жестко и мрачно, кому нравятся эти южноафриканцы, те останутся довольны. Clan of Xymox, Mephisto Waltz и Catastrophe Ballet на этом фоне смотрятся несколько неформатно, но вполне достойно.
На выходе получается на редкость сильная компиляция, главное достоинство которой в ее абсолютной внутренней целостности. Все треки великолепны или, по крайней мере, исключительно качественны и дают исчерпывающее представление о современном goth-rock’е. Плюс – точно выдержанная атмосфера мятежной вселенной бродяг-Нефилимов, бредущих в своих бесконечных странствиях по пыльным дорогам нашего бренного мира. В конце-концов, даже просто держать в руках этот диск крайне приятно, поскольку он издан в виде лакированного трехпанельного диджипака, стилизованного под второй альбом Fields. Таким образом достигается редкостное единство формы и внутреннего содержания. Блестящая работа!

www.nomadism-records.com

Arts of Erebus

“Icon In Eyes”

year:
2007

label:
Sonorium

style:
gothic rock

format:
CD

rating:
5/5

Arcanum 

Arts of Erebus “Icon in Eyes”

Давно мне в руки не попадалось такой мощной и эмоциональной работы. За претенциозным названием Arts of Erebus, вызывающим ассоциации с какой-нибудь gothic-metal однодневкой, скрывался настоящий, редкостной красоты gothic-rock Здесь немножко Sisters, там Mission, местами Fields – формула проста до банальности, но чтобы заставить ее работать нужно обладать недюжинным талантом, харизмой и тем, что в музыкальных кругах называется «химией коллектива». Казалось бы, немолодые уже мужчины, «в самом расцвете сил», но с каким драйвом играют! Пока модная молодежь, размалевав гуталином физиономию, рвется к успеху, насилуя гитары и синтезаторы, Arts of Erebus берут редким сейчас умением сочинять хитовые и запоминающиеся мелодии в духе мужественной готической романтики 80-х. В чем-то подобное сочетание страсти и нахрапистого, жесткого мелодизма напоминает пресловутый goth’n’roll от Funhouse и The 69 Eyes, но без всеобъемлющего влияния The Mission на первых и калифорнийского глэма на вторых.
Звук на “Icon in eyes” плотный и модный до безобразия, с массированным привлечением электроники и кристально-чистыми гитарными партиями, но все сработано на базе старого доброго goth-rock’a. Характерные гитарные запилы, вокальные интонации, композиционные приемы и даже загадочно-мистическое оформление альбома – все это в очередной раз доказывает: “Goth’s undead!”. Пускай даже в нескольких треках этот немецко-французский интернационал экспериментирует с посторонними влияниями, вроде наполовину электронного “Dawn of the Dead” или более рокового “End of the Gun”. Единственное слабое место на альбоме – немецкоязычная “Zeit und Traum”, но это может быть следствием того, что немецкий, в моем понимании, слабо ассоциируется с готик-роком. Отдельно стоит отметить тексты песен, которые умудряются быть на 100% готичными, с использованием присущих жанру клише в духе «ночь, луна, разбитые мечты», но без малейшего намека на дурной вкус и поэтическую кустарщину. Выделить особенно удачные треки сложно, поскольку все они великолепны, но мне почему-то больше всего запали в душу финальные “Innocent dreams”, “Thousands Ways To Die” и образцовая готик-роковая баллада “Falling Down”. Одним словом, альбом получился на загляденье, а опытная «старость» в очередной раз утерла нос амбициозной молодости. Обидно только, что этот релиз прошел практически незамеченным среди «профильной» аудитории, которая в это время, видимо, горячо обсуждала новый альбом каких-нибудь очередных дискотечных клонов Blutengel и им подобных.
Кстати, один из участников группы одновременно является хозяином ортодоксального готического лейбла Sonorium, на котором издаются сами Arts of Erebus и еще ряд интересных, не озабоченных коммерцией проектов. А такая позиция в любое время не может вызывать ничего кроме уважения.

www.arts-of-erebus.de

The Mission

“God is the Bullet”

year:
2007

label:
SPV

style:
gothic rock

format:
CD

rating:
2/5

Arcanum

The Mission “God is the Bullet”

Представить себе не мог, что буду когда-нибудь ругать The Mission. Весь тот шлак, который они выпускали в 90-х, с лихвой компенсировался выходом в 2001-м превосходного альбома “Aura”. Казалось, свершилось невиданное – замшелые монстры жанра выдали работу, полную неподдельной силы и энергетики, как будто и не было тех 10-ти лет творческой агонии! А уж за первые три альбома я готов возносить дифирамбы Уэйну Хэсси бесконечно, поскольку, можно с этим не соглашаться, но The Mission мне всегда казались живее, человечнее и на порядок хитовее нежели творчество угрюмого мистера Элдрича сотоварищи. Тем томительнее было ожидание новой работы и, как оказалось, зря. Более слабого и аморфного альбома мне в этом году еще не доводилось услышать. Весь материал кажется вымученным от начала до конца, как будто группа работала из под палки, отрабатывая контракт перед лейблом. Но в случае с «миссионерами» это вряд ли возможно. И ведь что самое обидное: практически в каждой песне крохами раскиданы «следы былого величия» - нет-нет, а проскользнет интересный гитарный проигрыш, мелодия, интонация… но нет, тут же обрывается, как будто музыканты поленились довести хорошую идею до совершенства. С первого до последнего трека ждешь чего-то сногсшибательного, пускай не “Severina”, так хотя бы “Evangeline”, но получаешь в конечном итоге одну лишь действительно неплохую “Belladonna”. По сути, это единственная песня на “God is the Bullet”, которую я бы не постеснялся поставить в один ряд с лучшими вещами группы. Ну, может быть, еще стоит послушать энергичную “Running with Scissors”, расслабиться под элегичную “Father” (которая, впрочем, более похожа на каких-нибудь Coldplay, а не The Mission), да оценить вокальный дуэт Хэсси и несравненной Джулианны Риган в “Aquarius and Gemini”. И это все, на целых 15-ть треков. А ведь их еще нужно все прослушать, что с первого раза сделать просто невозможно. Как результат – недавно Уэйн Хэсси опубликовал объявление об уходе группы со сцены, мотивируя это тем, что “God is the Bullet” стал самой удачной работой группы, после которой можно с честью удалиться. Звучит сомнительно, особенно учитывая море пафосных заявлений о «новом начале» и блестящих перспективах в деятельности The Mission перед выходом этого «шедевра». Тем обиднее, что такая великолепная группа уходит практически в статусе «аутсайдеров», скормивших своим поклонникам суррогат в красивой упаковке. Дай бог, чтобы вся эта некрасивая история поскорее забылась и The Mission действительно остались в памяти настоящей иконой жанра, недосягаемой и вдохновляющей.

www.themissionuk.com

Paralysed Age

“Tragedia Nosferata”

year:
2006

label:
Dancing Ferret Discs

style:
gothic rock

format:
CD

rating:
4/5

Arcanum

Paralysed Age “Tragedia Nosferata”

Странное дело, но всякий раз, когда я слушаю Paralysed Age, возникает устойчивое ощущение какой-то двойственности. С одной стороны, налицо классический gothic-rock старой школы, в духе первой половины 90-х, темный и вампиричный. С другой, как сказал один из западных рецензентов, с первого до последнего звука слышно, что это “one man projekt’, а для рока, пускай и gothic, это далеко не самая выигрышная ситуация. В музыке Paralysed Age всегда ощутимо не хватало драйва, какой-то внутренней искры, которая свойственна коллективному творчеству. Так было с “Empire of Vampire” и “Into the Ice”, но с “Tragedia Nosferata” дела обстоят получше. Появился ряд позитивных моментов. Саунд альбома срежиссирован на порядок лучше, чем у предыдущих работ. Звук стал плотнее, насыщеннее, в чем-то даже моднее. Хотя отступать от принятой генеральной линии никто не собирается. Клавишные по прежнему печальны и атмосферны, гитары типичны для европейского “wave”, ударные традиционно запрограммированные. Песни в большинстве своем предсказуемо среднетемповые или медленные, такие мало цепляют по отдельности, но в комплексе создают непередаваемое упадническо-романтичное настроение. Возможно, это самый сбалансированный альбом Paralysed Age, где все песни идеально дополняют друг друга, а не сиротливо кучкуются вокруг одного-двух ударных хитов вроде незабвенного “Bloodsucker”. По прежнему, забавно слушать как серьезно преподносятся немудреные истории про вампиров, печальных красавиц и полнолуния. И ведь что интересно – смех-смехом, а звучит все весьма недурственно, убедительно, можно даже сказать, с определенным шармом. Один только погребальный романс “The Grave Shall be Forever” чего стоит! Несколько в стороне стоит необычно серьезная и вдумчивая баллада “We Walk the Shore”, с ее удивительно красивыми скользящими гитарными партиями. Очень запоминающаяся вещь получилась. Присутствует также известная по демо-версии “Patricia in Pain”, перезаписанная и пересведенная, что пошло ей только на пользу. Ну, и конечно, настоящий вампирский боевик – “My Guest”, достойный преемник уже упомянутого “Bloodsucker”.
Таким образом, в плане качественной реализации “Tragedia Nosferata” это безусловный прогресс для Paralysed Age, но призрак единоначалия все еще силен и сказывается на конечном результате. Всем сердцем желаю мастермайнду проекта собрать полноценную группу и выдать «на гора» отличный материал в духе бескомпромиссного gothic-rock’a, усиленного общей страстью и энергетикой. Тогда это будет настоящий прорыв. А пока можно темными зимними вечерам слушать меланхоличные звуки “Tragedia Nosferata”…

www.paralysedage.de

Pink Turns Blue

“Ghost”

year:
2007

label:
Strobelight

style:
gothic rock

format:
CD

rating:
4/5

Arcanum

Pink Turns Blue “Ghost”

Post-punk revival в действии! Мода на сухой гитарный звук 80-х уже идет на спад, но такие альбомы вселяют веру в то, что вся эта суета была не зря. Пускай Joy Division уже не вернуть, The Cure сыто почивают на лаврах, а талантливые эпигоны вроде Interpol или Editors потихоньку теряют форму – на сцене очень вовремя появляются немецкие локальные легенды Pink Turns Blue. Хотя группа работает с середины 80-х, впервые мне довелось услышать их на сборнике Shadowplay Records “Kiss in the Reptile House”, где они представили отличный трек “Good Times”. Теперь дошла очередь и до нового альбома c лаконичным названием “Ghost”. Удивителен факт выхода этой работы на ультраготическом лейбле Strobelight, что как будто подчеркивает текущую goth-ориентацию PTB. А ведь, если убрать весь мэйк-ап и характерные вычурные костюмы, то отличить их от тех же самых Editors будет очень затруднительно. Останется все тот же простой, честный пост-панк с упором на бас, ненавязчиво-жужжащими гитарами, монотонными ударными и харизматичным вокалом, совершенно нехарактерным для goth-rock’a. Отличный, кстати, вокал – мужественный, с чисто роковой хрипотцой, такая дорогого стоит! Опять же, мощный бас – он здесь, как и полагается, держит всю композицию, остальные инструменты играют исключительно «от него». Это то, что сразу бросается в глаза. Приятно удивила лирика, без лишней зауми, минималистичная, но очень трогательная и, в хорошем смысле этого слова, жизненная. То есть никакой чернухи с бытовухой, все искренне, в меру романтично и от души. Единственный минус в том, что все лучшие моменты альбома собраны в самом начале, а ближе к концу материал становится несколько однообразным. Но это не смертельно, можно просто вовремя нажать на “stop” и не портить себе ощущение от прослушивания. В остальном, все сделано на высшем уровне. Тем, кто без ума от The Cure, Joy Division и первого альбома Sisters настоятельно рекомендуется к прослушиванию.

www.pinkturnsblue.de

Хостинг от uCoz